О компанииПродукцияСервисИнформацияКонтактыFAQВакансии

Подписка

Возвращение "Евро-2" 

15.05.2011

Правительство всерьез подумывает о том, чтобы "продлить" жизнь бензину класса "Евро-2". В частности, Минэнерго РФ до конца мая подготовит поправки в законодательство, отменяющие запрет на реализацию в России этого топлива и одновременно предполагающие рост акцизов на него. Такое заявление сделал замглавы министерства Сергей Кудряшов. Эксперты отмечают, что данные поправки скорее всего будут временной мерой, которая должна потушить пожар на рынке бензина. Поставки бензина "Евро-2" и заградительные экспортные пошлины на бензин позволят увеличить предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке. По мере стабилизации ситуации на рынке бензина может произойти отмена данных инициатив. Возможность продажи бензина "Евро-2" отвечает интересам как автовладельцев, так и нефтяников.

В условиях топливного кризиса, потрясшего страну в конце апреля, правительство вернулось к наболевшему вопросу о снятии запрета на реализацию топлива класса "Евро-2". Напомним, что согласно требованиям автомобильный бензин и дизельное топливо стандарта "Евро-2" должны выпускаться до 31 декабря 2010 года, "Евро-3" - до аналогичного периода 2011 года, "Евро-4" - до 2014 года. После этого моторные топлива должны будут соответствовать только "Евро-5". Бензин 2-го класса должен иметь октановое число не менее 92. Бензин классов 3, 4 и 5 должен иметь октановое число не менее 95. Учитывая требования техрегламента, эксперты были обеспокоены положением дел на рынке. Ведь подавляющее большинство россиян ездит на отечественных автомобилях, которым вполне хватает 92-го, в них нет смысла заливать бензин стандарта "Евро-5" - экологический эффект будет такой же, как от "Евро-2". Да и большинство "народных иномарок" вполне переваривает АИ-92.

В прошлом году аналитики обращали внимание на ситуацию с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов и прогнозировали рост цен. Причина - сокращение производимого топлива из-за невозможности выпускать топливо ниже "Евро-2". А заменить недостающие объемы без проведения реконструкции многих заводов нечем. Если в 2008 году объем производства евробензина в России увеличился в 2,5 раза к уровню 2007 года, то в 2009 году прирост объема его производства составил лишь 29% к уровню 2008 года. Причина же кроется в том, что в России в 2008 году не введено в эксплуатацию ни одной установки изомеризации, а в 2009 году введена лишь одна такая установка небольшой мощности на Ухтинском НПЗ "ЛУКОЙЛа". В 2010 году ожидался ввод трех установок изомеризации, именно они должны были обеспечить прибавку производства экологичного высокооктанового бензина лишь в текущем году. Однако сегодня эксперты называют запрет на продажу бензина класса 2 в РФ с начала 2011 года одной из причин топливного дефицита в регионах.

Поэтому с просьбой о переносе сроков техрегламента на два года, то есть до 2013 года, обратились компании, не успевающие ввести на своих НПЗ установки, необходимые для выпуска топлива более высокого качества. По словам замминистра Сергея Кудряшова, также возможен перенос сроков оборота бензина и дизтоплива не ниже "Евро-4" на 2 года - с 2012 на 2014 год. Запрет на продажу "Евро-2" может быть отменен к августу-сентябрю. В настоящее время готовится топливный баланс по бензинам, после чего Минэнерго определится со сроками и размерами акцизов.

Минэнерго считает необходимым понизить акцизы на бензин класса 3 и повысить - на бензин класса 2. "На совещании, прошедшем на этой неделе, мы договорились: если мы продлеваем "Евро-2", то на него должны быть другие акцизы и разница должна быть не такая, как была раньше - где-то 300 рублей, а доходить до 2 тыс. рублей", - сказал Сергей Кудряшов. Таким образом, по словам замминистра, розничная цена на 92-й бензин как 2-го, так и 3-го класса будет примерно на одном уровне, но компании благодаря увеличенному акцизу на топливо более низкого качества будут заинтересованы в инвестициях в модернизацию НПЗ. "Цены на заправках будут примерно одинаковые, но те, кто продает "Евро-2", должны будут платить какой-то повышенный акциз, скажем, 2 рубля с литра", - сказал Сергей Кудряшов.

Также Минэнерго рассматривает возможность введения штрафных санкций за невыполнение требований техрегламента по топливу. Как сообщалось, по данным экспертов, ряд компаний могут не успеть провести модернизацию НПЗ для перехода на выпуск топлива более высокого класса - речь, в частности, идет о Самарской группе заводов "Роснефти", Хабаровском НПЗ "Альянс" и комплексе "Газпром нефтехим Салават" в Башкирии. Сроки по переходу на топливо класса "Евро-5" в настоящее время обсуждаются, ряд компаний предлагает разрешить бессрочный оборот "Евро-4".

Сегодня аналитики подчеркивают, что запрет предполагается снять до 2013 года. "Хватит ли полтора года НПЗ для переоснащения - неясно. Однако, учитывая повышенный акциз для "Евро-2", спрос на этот бензин в связи с высокой стоимостью должен будет снизиться. Следовательно, у НПЗ будет рыночный стимул для модернизации", - отмечает собеседник "Финансовых Известий" инженер-эксперт "Инжиниринговой компании "2К" Игорь Смирнов. По его словам, в принципе решение верное, однако такой подход должен был использоваться на начальном этапе реформирования топливного рынка страны. Перерабатывающим предприятиям был необходим рыночный стимул для модернизации, а не прямой запрет сверху на выпуск низкокачественного бензина.

"Акциз на "Евро-2" нужно было повышать постепенно, сразу после принятия решения о его запрете. Таким образом, спрос на это топливо постепенно бы начал снижаться, соответственно НПЗ начали бы сокращать объемы выпуска "Евро-2". В итоге запрет на топливо сегодня не стал бы такой проблемой, в результате чего правительство вынуждено продлить срок его выпуска. Таким образом, решение о снятии запрета на "Евро-2" с одновременным увеличением акциза на него - верное, но запоздалое", - отмечает Игорь Смирнов.

Его коллега Тимур Хайруллин, заместитель начальника аналитического отдела компании "Грандис Капитал", соглашается с такими выводами. "Данные поправки скорее всего будут временной мерой, которая должна потушить пожар на рынке бензина. Поставки бензина "Евро-2" и заградительные экспортные пошлины на бензин позволят увеличить предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке. По мере стабилизации ситуации на рынке бензина может произойти отмена данных инициатив. Возможность продажи бензина "Евро-2" отвечает интересам как автовладельцев, так и нефтяников", - заключает эксперт.

идет загрузка изображения
О компанииПродукцияСервисИнформацияКонтактыFAQВакансии